На просторах интернета часто можно встретить геймеров со стажем, которые всем представителям нового поколения рекомендуют поиграть в те или иные «шедевры» прошлых лет. Но так ли оправдано стремление «старичков» познакомить ньюфагов с играми выпущенными одно-два десятилетия назад?
Сразу оговоримся, что в статье не идёт речь о тех играх, которым попросту нет аналогов в современном игропроме, а также о тех, которые пользуются популярностью до сих пор, наподобие третьей части Героев Меча и Магии, дилогии про шпионов No One lives Forever и т.п. Поговорим о проектах, оставивших заметный след в истории видеоигр, но при этом невостребованных у современных геймеров. Да и те же опытные товарищи вряд ли сами будут их перепроходить, разве только для того, чтобы пустить скупую ностальгическую слезу.
Геймплей
Глупо спорить с тем, что игровая индустрия за последние два десятка лет серьезно шагнула вперёд. Сейчас уже никого не удивишь стрельбой из укрытий или плавным переходом от катсцены к основному действу. И речь не о том, что игры стали сложнее для входа (хотя об этом поговорим ниже). Просто современные геймеры не оценят боевую систему большинства старых игр, когда для любой атаки было достаточно одной кнопки, а чтобы уйти из под вражеского обстрела нужно было тыкаться в стену.
Сложность
Весьма неоднозначный пункт сравнения. Для того чтобы корректно сравнить сложность старых и новых игр нужно понимать за счёт чего она достигается. Есть два варианта: либо предложить игроку изучать механики, систему развития персонажа и способы борьбы с каждым противником, либо попросту добавить оппонентам живучести, урона и тому подобного. Разумеется второй вариант гораздо проще, и, к сожалению, большинство старых проектов пошли именно по этому пути.
Порог вхождения
Вот тут как раз-таки появляется плюс игр прошлых лет. Пусть и незначительный. Многие современные проекты фактически преподносят игроку все на блюдечке. Пробегись по маркерам на карте, нажми F чтобы отдать честь, слабые места босса всегда подсвечены. Геймерам больше не нужно изучать игровой мир досконально, чтобы пройти игру. Дневники, записки и прочая текстовая составляющая используется исключительно для антуража и раскрытия лора, но никак в качестве подсказок следующего шага.
Графика
Вряд ли кто-то будет всерьез говорить о том, что технологически игры прошлых лет могут соперничать с современными поделками. Однако всё не так однозначно. Если вести разговор не о технической, а о дизайнерской составляющей картинки, то некоторые старые проекты дадут сто очков вперёд.
Что имеем в итоге? Утверждать, что все шедевры прошлых десятилетий непременно стоит пройти всем неверно, как и говорить о том, что вся классика безнадежно устарела. Просто стоит подходить к выбору игр с головой, чтобы получить от процесса удовольствие, а не сожжённые нервные клетки и потраченное время.
А как вы относитесь к олдскульным проектам?